Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Наш мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. К этим изменениям можно отнести, понятие «инклюзивное образование». Развитие и гуманизация образовательной системы неизбежно приводят к внедрению различных форм интегрированного обучения детей с ОВЗ в массовую школу. В то же время, существует ряд проблем, затрудняющих успешность реализации интегрированного обучения:

— низкая компетентность родителей и педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ;

— недостаточная координированность действий специалистов, участвующих в реализации интегрированного обучения.

Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, классного руководителя, учителей-предметников, логопеда, дефектолога, соц. педагога.

Важно обсуждать эту проблему и с родителями учащихся, т.к. основные трудности взаимодействия в процессе организации интегрированного обучения возникают не только по поводу учебных проблем, но и взаимоотношений ребёнка в классе.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития» (Е. И. Казакова (2000).

         Процесс сопровождения  – комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

         Метод сопровождения – способ практического осуществления процесса сопровождения на основании полной информации о сущности проблемы и путях её решения.

         Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.

         Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

         Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах:
— Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
— Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.
— Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.
В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность.
         Существуют три модели интегрированного обучения.
— Полная и комбинированная интеграция, где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обучаются дети с ОВЗ.
— Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они вливаются в группу на часть дня.
— Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

МКУ ЦРОиМП в 2015 – 2016 учебном году проводит следующие мероприятия:

— Семинар «ФГОС: игра как особый вид деятельности дошкольника с  ОВЗ» (апрель).

— Постоянно действующий семинар: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС»

Заседание №1 «Специфика психолого – педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС» (февраль)

Заседание №2 «Психолого – педагогические особенности сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве ООО» (март)

Заседание № 3 «Психолого – педагогические особенности сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве НОО» (май)

— Консультирование родителей по вопросам нормативно-правового обеспечения инклюзивных процессов в образовании (пятница 14.00 – 17.00).

— Консультирование педагогов по формированию комфортной и безопасной среды в классах инклюзивного обучения (пятница 14.00 – 17.00).

— Методические рекомендации образовательным организациям, реализующим ФГОС обучающихся с ОВЗ (на сайте МКУ ЦРОиМП).

 

Более подробная информация об обеспечении психолого – педагогической помощи обучающимся размещена на сайтах образовательных организаций.