Слайд 1. Необходимость совершенствования и разработки новых подходов к организации питания учащихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений продиктована рядом причин:

– масштабами системы общеобразовательных учреждений, в которой обучаются около 8,2 % всего населения города;

–   необходимостью учитывать разновозрастные требования к питанию;

– социальной значимостью задач повышения качества и сбалансированности рационов питания обучающихся общеобразовательных учреждений;

– необходимостью контроля обеспечения безопасности питания, особенно в условиях увеличившегося в последнее время поступления фальсифицированных продуктов на продовольственный рынок города;

– актуальностью выработки и реализации долгосрочной стратегии города в области организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений в условиях дотирования питания отдельных категорий учащихся из средств городского бюджета;

– физическим старением и изношенностью материально-технической базы пищеблоков школьных столовых;

– стремлением увеличить охват учащихся во время учебно-воспитательного процесса горячим питанием в целях сохранения здоровья детей и подростков.

Слайд 2. В настоящее время питание школьников организуется в 114 муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях, в которых обучается 79246 человек. Из них получают горячее питание зафинансовые средства города Воронежа 50734 человека (64%).

Информируя Вас сегодня о состоянии процесса совершенствования организации питания обучающихся, мы исходим из того, что эффективность его протекания зависит от условий его обеспечивающих.

  1. Слайд 3. Одно из них – наличие соответствующей материальной базы пищеблоков. С целью обеспечения данного условия за последние три года в рамках поэтапной реализации плана мероприятий по совершенствованию организации питания школьников, на переоснащение школьных пищеблоков современным оборудованием, проведение ремонтов пищеблоков и обеденных залов в 31 общеобразовательном учреждении из бюджетов различного уровня было израсходовано более 70 миллионов рублей.
  2. Слайд 4. Не менее важным условием остаётся обеспечение безопасности питания в условиях увеличившегося в последнее время поступления на продовольственный рынок города фальсифицированных продуктов.

Сырьё для приготовления школьных завтраков и обедов используется преимущественно от производителей, зарегистрированных на территории Воронежской области. Указанное требование о производителях продукции являлось одним из параметров при размещении заказа на оказание услуг по организации питания школьников.

В вопросах контроля качества поставляемой продукции с2011 года управление образования сотрудничает с Воронежским региональным общественным движением в защиту прав потребителей «Качество нашей жизни». Были проведены совместные рабочие совещания по предотвращению поступления некачественных и фальсифицированных пищевых продуктов в общеобразовательные учреждения, на которые были приглашены и организаторы питания школьников. В школы были направлены справочные материалы, изданные ВРОД «Качество нашей жизни» отдельными тематическими брошюрами. Так как общеобразовательные учреждения не имеют финансовой возможности оплаты затрат на лабораторные исследования пищевой продукции, тоинформация ВРОД «Качество нашей жизни» о протоколах испытаний продуктов, изъятых в торговой сети, с неудовлетворительным результатом незамедлительно доводится до директоров школ. Кроме того, в апреле 2014 года из управления Роспотребнадзора по Воронежской области поступила информация о результатах проверок с применением лабораторных исследований молока и молочной продукции, которая также направлена в общеобразовательные учреждения для использования в работе.

  1. Следующим немаловажным условием является учёт разновозрастных требований к питанию и стремление увеличить охват учащихся во время учебно-воспитательного процесса горячим питанием.

Слайд 5. Отчасти решению данной проблемы должна способствовать реализация проекта «Школьное кафе», начало которого было положено в 2011 году в восьми учреждениях. В настоящее время в 33 общеобразовательных учреждениях реализуется указанный проект, цель которого: создание комфортных условий посредством выделения определённых зон для старшеклассников, расширение ассортимента предлагаемой продукции, формирование навыков здорового питания. Кроме того, создана возможность использования Школьного кафе во внеклассной (внеурочной) деятельности.

Ещё одним резервом может служить внедрение безналичной оплаты питания через платёжные терминалы по предварительным заказам (утром на обед) с помощью пластиковых карт. В настоящее время такая система успешно применяется в МБОУ лицее № 5.

Слайд 6. В настоящее время охват различными видами школьного питания обучающихся заметно увеличился и составляет в целом по городу 76 % (в 2012-68%, в 2013-74%). Способствует росту охвата реализация в учреждениях экспресс-завтраков (есть фото). Положительный опыт по увеличению охвата питающихся имеет место в 34 общеобразовательных учреждениях. Наибольший охват достигнут в гимназии УВК №1, лицее №7, СОШ №№ 64,68,14,48,65,10,9,11,20,28,4,70. А, например, в гимназии им. И.С.Никитина и в МБОУ СОШ № 30 100% учащихся 5-11 классов охвачены горячим питанием во время учебно-воспитательного процесса.

К сожалению достаточно низким остаётся охват питания в Коминтерновском, Ленинском, Советском районах.

Причины этого мы видим, с одной стороны, в недостаточной разъяснительной работе, проводимой администрацией образовательных учреждений с родителями, с другой – нестабильность ассортимента и качество продукции, предлагаемой организаторами питания. В связи с этим следует активизировать информационно-просветительскую работу с родителями, например путём привлечения телекоммуникационных ресурсов ОУ, а также обеспечить контроль продукции системной работой с поставщиками.

  1. Решение социально значимой задачи повышения качества и сбалансированности рационов питания обучающихся осуществляется также в рамках реализации направления «Школьное молоко». Пакетированное молоко 3,2% жирности три раза в неделю получают бесплатно на условиях софинансирования из городского (43,4%) и областного (56,6%) бюджетов 69 тысяч 423 учащихся 1-9 классов (86,8% от общего количества обучающихся).

Установлено, что одной из причин возникновения различных «школьных» болезней (задержка роста, анемия, кариес, болезни желудочно-кишечного тракта) более чем у 30% от общей численности детей является неудовлетворительное качество питания, организованного в школе. Таким образом, совершенствование системы питания в общеобразовательных учреждениях напрямую связано с сохранением здоровья нации и задачами улучшения демографической ситуации в стране.

В соответствии с приказом управления образования от 16.08.2013 года № 1670/01-04 «О мерах по организации питания учащихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений городского округа город Воронеж в 2013-2014 учебном году» и районными графиками проверок в текущем учебном году специалистами районных отделов образования в системеосуществляется изучение деятельности общеобразовательных учреждений по созданию условий и контролю за организацией питания школьников в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08 и Положением об обеспечении питанием школьников. Ежемесячно до 5 числа обобщаются итоги проверок за предыдущий месяц, которые свидетельствуют о том, что по-прежнему наиболее часто встречающимися недостатками при организации питания школьников являются:

  1. Отсутствие систематического контроля за соответствием поставляемых продуктов питания приложению № 6 к гражданско-правовому договору, заключенному по результатам проведения конкурсных процедур с организатором питания.
  2. Отсутствие ежедневного контроля за организацией питания учащихся в столовой, в том числе не систематически проводятся контрольные взвешивания готовой продукции.
  3. Отсутствие контроля за соответствием ассортимента буфетной продукции примерному перечню и требованиями СанПиН 2.4.5. 2409-08.
  4. Не в полной мере используется возможность включения в программы внеурочной деятельности учащихся всех ступеней образования мероприятий, направленных на формирование у детей навыков сохранения собственного здоровья, ценностных представлений о питании. В то же время следует отметить, что директорами школ при выявлении не выполнения договорных обязательств в полном объёме, незамедлительно направляются претензии организаторам питания, которые устраняют выявленные нарушения в тот же день.

Слайд 7. Для дальнейшей реализации плана по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях в полном объёме, который включает в себя переоснащение оставшихся пищеблоков, установку буфетных модулей, создание школьных кафе, проведение ремонтов обеденных залов и приобретение мебели, по результатам проведенного предварительного анализа необходима сумма порядка 300 миллионов рублей.

Исходя из реальных финансовых возможностей городского бюджета, управление образования определило задачи на ближайшую и среднесрочную перспективу:

  1. В рамках средств, выделенных образовательным учреждениям из муниципального бюджета продолжить мероприятия по модернизации школьных столовых.
  2. За счёт внедрения новых форм обслуживания, использования буфетных модулей в полном объёме, привития навыков здорового питания продолжить охват горячим питание обучающихся за родительские средства и способствовать достижению показателя 100% в целом.
  3. Ознакомить педагогических работников, родительскую общественность с опытом лицея №5, применяющего систему безналичной оплаты питания через платёжные терминалы с помощью пластиковых карт.

PowerPoint-icon[1]
Смотреть

 

Предыдущая запись
Следующая запись