О мерах государственной поддержки частных организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере дошкольного образования

В настоящее время государственная политика в сфере дошкольного образования направлена на 100%-ное обеспечение к 2016 году общедоступного и бесплатного дошкольного образования детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет. Одной из возможностей решения данной проблемы является привлечение негосударственного сектора к оказанию услуг по реализации основных образовательных программ дошкольного образования, а также присмотра и ухода за детьми.

Информируем всех заинтересованных лиц о мерах государственной поддержки частных организаций и индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) в сфере дошкольного образования.

В настоящее время сформирована необходимая нормативная правовая база государственной поддержки негосударственных форм дошкольного образования:

1. Финансирование образовательной деятельности имеющих лицензию негосударственных детских садов с 01 января 2014 года является полномочием субъектов Российской Федерации. Негосударственные организации финансируются в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных дошкольных организаций (подпункт 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон).

2. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе в сфере дошкольного образования, приравнены по правам и ответственности к организациям, осуществляющим образовательную деятельность (пункт 20 статьи 2 Закона). Это означает, что ИП, имеющие лицензию на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования, получают бюджетное финансирование.

3. За юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы закреплена возможность осуществлять образовательную деятельность по программам дошкольного образования в качестве дополнительного вида деятельности (пункт 19 статьи 2 Закона). Это даёт возможность предприятиям и организациям создавать корпоративные детские сады для своих сотрудников. Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства могут основной деятельностью указать присмотр и уход за детьми, заявив в качестве дополнительной реализацию программ дошкольного образования.

4. Положения Жилищного кодекса дают возможность организовать группы для детей дошкольного возраста в жилых помещениях (пунктом 2 статьи 17 Жилищного кодекса установлено, что допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нём на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение).

Обновлённые в 2013 году требования пожарной безопасности позволяют при организации таких групп предъявлять к их противопожарному оснащению нормы, установленные для жилых помещений, а не для дошкольных организаций (в Свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объектно-планировочным и конструктивным решениям» (утверждён Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 288), регламентирующий размещение образовательных организаций в зданиях различных классов функциональной пожарной опасности, внесён пункт 5.2.3 следующего содержания: «К помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости (до 8 детей), размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования как к жилым помещениям жилых домов»).

5. Новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее – санитарные правила) (утверждена Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 26) снимает многие ограничения для развития частных детских садов. В новой редакции санитарных правил исключены излишне детализированные формулировки, ограничивающие многофункциональное использование различных помещений и территорий дошкольных организаций.

Утверждён СанПиН 2.4.1.3147-13 от 19.12.2013 № 68 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещённым в жилых помещениях жилищного фонда». Эти санитарные правила, устанавливающие «облегчённые» требования для групп малой наполняемости, в том числе организованных индивидуальными предпринимателями в жилых и приспособленных помещениях.

6. В Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях в 2010 году внесена статья 31.1 «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления». В ней организации, осуществляющие деятельность в области образования (в том числе дошкольного образования), отнесены к социально ориентированным.

7. Минэкономразвития России осуществляет поддержку малого и среднего предпринимательства путём предоставления субсидий субъектам Российской Федерации, которые, в свою очередь, предоставляют субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства за счёт средств федерального и регионального бюджетов (Приказ Минэкономразвития России от 24 апреля 2013 года № 220).

 

Заместитель руководителя управления                         О.Н. Золотухина

 

Начальник отдела дошкольного образования             И.В Левышкина

 

Тамарова Н.М.    228032-24